Schemes of Nostalgia ~ Фандом у Пяти Столбов
Когда люди говорят о фандомах - они говорят много. Сам фандом это бесконечные обсуждения: произведения, истории его создания, фанатских произведений, других обсуждений произведений, фанатов, обсуждающих произведения, and so on, and so on…
Разговоры эти прекрасны, но сами по себе они представляют ловушку при исследовании фандома как фреймворка. Несомненно - предмет обсуждения влияет на структуру фандома, но можно невооружённым глазом заметить, что все фандомы сходны между собой, а значит, основные принципы их организации не зависят от того, посвящены ли они аниме, ретро-видеоиграм, готической одежде или редкой офисной технике.
Поэтому я, пожалуй, избегу очередного рассказа о том что же такое Touhou Project, благо существует множество фанатских статей раскрывающих эту тему таких, как например вот эта. Эта статья будет посвящена моему личному опыту погружения в этот фандом, тех структурах, что были замечены мной внутри.
Сложно сказать когда я впервые столкнулся с Тохо - на самом деле она вездесуща. На тот же приснопамятный «Faerie’s Aire» я кажется наткнулся когда только делал свои первые шаги в интернете. Два десятилетия непрерывной работы фанов оставили неизгладимый след в сети. Если прямо сейчас дорогой читатель наберёт в своём поисковике запрос вроде «аниме девочка» с большой вероятностью на первой же странице он встретит тохо-деву.
И тем не менее о существовании самого Touhou Project я узнал много позже. Через музыку.
Я точно помню как я впервые столкнулся с ним. Одной промозглой осенней ночью я обнаружил в своих рекомендациях видео с привлёкшей моё внимание обложкой. Не долго думая я открыл его, а затем Юкари (и алгоритмы) унесли меня в Генсокё.
Услужливый Ютуб сразу же предложил ещё несколько видео, а затем ещё и ещё. Комментарии намекали на то, что эта музыка является частью чего то большего и поиск, упоминавшихся в них имён привели меня на Touhou Wiki (русская версия) (английская версия), где я и получил курс молодого фаната, разъясняющий основы сеттинга и кто есть кто среди персонажей. Цикл этот повторялся на протяжении ещё нескольких месяцев, когда среди кучи вынесенных на мою главную страницу видео я находил арранжировку темы неизвестной мне героини. Завершилась же моя метаморфоза в тохофана с подпиской на несколько пабликов в ВК, занимавшихся сбором и перепостом фанартов с различных иностранных сайтов. Я подключился к непрерывному потоку информации, связывающему меня с этим фандомом.
Фандомы появились ещё в догиперинформационную эру и механизмы их возникновения и распространения не связаны напрямую с интернетом, однако, именно его появление не только значительно ускорило их распространение, но и уравняло шансы малых и больших франшиз. Тохо, созданная одним японским студентом, опережает многие тайтлы, за которыми стоят команды профессиональных разработчиков и маркетологов.
На примере моего опыта мы видим один из векторов распространения фандома в интернете - музыку, а если говорить конкретнее - каналы-распространители на Ютубе.
Автопортрет создателя серии игр, с которых всё и началось.
Такие каналы ведутся фанатами и вся суть их деятельности заключается в периодическом заливе тохомузыки. Так как большая часть тохо-кружков лояльно относится к появлению своей музыки на видеохостингах (либо не обладает ресурсами для борьбы с пиратством), эти каналы могут существовать достаточно долго, не опасаясь блокировок (есть, впрочем, исключения). Они имеют большое значение из-за того, что большая часть японских групп не занимается распространением своих работ на западе. Многие композиции заливаются только на японские сайты или продаются только на фестивалях вроде КомиКона или РейТайСая и японских торговых площадках. Каналы-распространители же вбрасывают всё это разнообразие в бурлящее море Ютуба.
Мощь музыки в качестве фандомного медиа заключается в идеальном балансе вирулентности и лёгкости восприятия. С одной стороны, трек вовлекает человека гораздо сильнее, чем увиденная краем глаза в ленте картинка, а с другой - прослушать его гораздо легче, чем прочитать текст или сыграть в игру. Поэтому даже одно видео в виде картинки с наложенной песней способно заразить человека и трансформировать его в фаната.
Но Тохо представлена на Ютубе не только перезаливами чужих треков и клипов. Этот сайт также является важной платформой для западного фандома. Здесь встречаются сообщества: аниматоров (как 2D, так и 3D), музыкантов, как обычных (заливающих свои арранжировки сразу на ютуб, так как японские платформы для них недоступны), так и представителей «Touhou-style music», которые не арранжируют композиции ZUN’а, а сочиняют новые со схожим звучанием, бывают сообщества мемоделов, опытных игроков и даже лороведов. Ютуб прекрасно справляется с задачей распространения их творчества, но плохо подходит для дискуссий, из-за чего почти все эти сообщества обладают дискорд-серверами. В определённом смысле их устройство можно сравнить с устройством паразитарных грибов, где дискорд выполняет роль мицелия - скрытого тела сообщества, где и происходит основная работа и обсуждение, а ютуб - плодового тела, служащего для распространения спор, заражающих и инкорпорирующих в мицелий новых участников.
Фандом - это сообщество, появляющееся вокруг некоего произведения или явления. Фандом появляется из обсуждения. Но для любого обсуждения нужна площадка - агора. Общее для всех место, обеспечивающее возможность диалога. Такие места существовали и до появления интернета - для первых фандомов ими были журналы, принимавшие письма и работы читателей, а также первые фестивали, где фанаты могли встретиться лицом к лицу друг с другом и авторами. Любое фанатское творчество следует понимать именно как часть обсуждения, запущенного автором: ответ сначала на канон, а на более поздних стадиях развития - уже и на чистый фанон. Взрывной рост развития фандомов связан именно с появлением новых, виртуальных площадок - сначала досок, сайтов и форумов, а затем и социальных сетей современного образца.
На примере присутствия фандома Тохо на Ютубе видно, как сильно площадки и их особенности могут влиять на распространение и эволюцию фанатских сообществ. Вместе с тем фандом обычно не прикован к одной платформе. Тот же Ютуб не является ключевой площадкой для японского ядра Тохо-сообщества, зародившегося и продолжающего процветать вне него. Да и у западного фандома есть ещё много других возможностей для общения и обмена работами.
Это оставляет фандомам определённое пространство для манёвра - ведь многие современные платформы, в особенности соцсети, лежат вне их контроля и могут использоваться для внешнего воздействия на фандом. Наиболее очевидным примерами такого воздействия являются страйки за нарушение авторского права, воздействие на алгоритмы (теневые баны), кардинальное изменение формата площадки или прямой саботаж работы платформы как таковой (как происходит с Nico Nico Douga). Конечно, речь идёт о крупных фандомах, которые естественным образом диверсифицировались и расползлись по множеству платформ: молодой, маленький фандом, скорее всего, не переживёт подобного воздействия извне и зачахнет в зародыше или вырастет в виде культивируемого (и контролируемого!) бонсая - самое то для корпорации-правообладателя.
Некоторые корпорации слишком увлекаются формовкой своих фандомов.
Фандом Тохо и интересен тем, что никто не помешал ему вырасти в феномен мирового масштаба. Во многом это стало возможно благодаря позиции ZUN’а относительно авторских прав. Я показал лишь малую часть этого феномена: материала для разбора ещё много, от фандомных вики и лороведов в контексте фанона и канона - до своеобразных гибридных отношений японского фандома с миром японских мегакорпораций. Затронуть всё это в одной статье не представляется возможным, а потому я надеюсь, что смогу раскрыть эти и многие другие темы в дальнейших публикациях.
На этом я, пожалуй, и завершу свои рассуждения на сегодня. Надеюсь, вам понравилось читать их так же, как и мне - писать. С нетерпением жду вашей реакции - фактических исправлений и критики теоретических построений. Ведь фандом (и в особенности наш фандом фандомов) - это бесконечный диалог.